11 августа 2017 г. 14:45
Основатель и творческий директор сообщества архитекторов и дизайнеров Людмила Малкис провела в БГТУ им. Шухова трёхдневный образовательный курс для архитекторов, проектировщиков и дизайнеров EDDE
Пять команд, в которые объединились начинающие и практикующие архитекторы, три дня работали над концепцией развития Юго-Западного микрорайона, где сейчас идёт строительство первой очереди "Новой жизни".Им предложили подумать над третьей очередью и попытаться связать микрорайон с уже существующим жилым комплексом «Жемчужина».
Авторы первого проекта предлагают создать две жилые зоны – среднего и экономкласса, но не разделять их, а соединить общей рекреационной зоной. В микрорайоне спроектировали две школы по 1 100 мест и три детских сада по 500 мест, поликлинику, торговый центр, а в самой высокой точке местности – парк со смотровой площадкой с видом на город и колесом обозрения.
«Акцент мы сделали на благоустройстве территории. Убирая бордюры, заборы, делая среду единым комплексом, мы впускаем её в дом. Мы проектировали по принципу «район – двор – дом» не только со стандартной направленностью, но также с обратной связью: не замыкая человека в дворовом пространстве, мы выпускаем его через бульвар, сад, парковую зону в общее пространство» .
По мнению авторов проекта, потенциальные жители, покупая здесь недорогое жильё, получат ряд бонусов: новую, яркую архитектуру, развитую социальную инфраструктуру, безбарьерную среду, жизнь за городом с возможностью интересно проводить досуг, не покидая пределы микрорайона.
«Нам хочется запустить среду внутрь жилого помещения», – подчёркивают разработчики
Авторы второго проекта развивали идею «умного» города, или гаджет-сити. В микрорайоне, согласно концепции, должен появиться образовательный кластер: учебные корпуса, где можно получить знания в сфере IT-технологий, и связанный с ним бизнес-инкубатор. Важной зоной должен стать спортивный парк для занятий, в том числе экстремальными видами спорта. Здесь спроектировали одну школу, на въезде в микрорайон – небольшой торгово-развлекательный центр. Все функциональные зоны объединили сетью пешеходных и велодорожек. Застройка, по идее авторов, должна плавно переходить от индивидуальной к среднеэтажной, с таунхаусами.
«Архитектура должна быть новой, интересной и отвечать городу-гаджету. Предполагается неполный, но отказ от автомобилей и переход на альтернативные виды транспорта. Отметим идею с интеллектуальным освещением – функциональные зоны могут подсвечиваться разным светом, к примеру на праздники. Таким образом можно создать интеллектуальную подсветку всего микрорайона, что также добавит ему фишку», – считают авторы
Ну и традиционно рассказывают о необходимом ландшафтном благоустройстве дворов, современных материалах, разных типах мощения, качественной городской мебели и развитой велоинфраструктуре.
Авторы третьего проекта учли, что микрорайон разрезает транспортная магистраль, и предложили сделать воздушные парки-коридоры, пользоваться которыми могли бы и пешеходы, и велосипедисты. Они, как шаттл, должны объединить территорию.
«Мы решили связать всё зелёным каркасом, который будет через лес выходить к «Новой жизни» и дальше переходить к Везёлке. В другую сторону можно связать его с ботаническим садом и дальше – до Везёлки. Эта зелёная артерия задаст экологическую тему району. Каждый квартал, в том числе район ИЖС, будет иметь пешеходную связь с этой артерией», – заявляют проектировщики.
По их мнению, микрорайон привлечёт прежде всего специалистов и молодые семьи, в том числе из других регионов, и для них нужно создать автономную инфраструктуру. Социальные объекты предложили сделать модульными, к примеру построить не один большой детский сад, а много маленьких (по проекту – 12). Одним из значимых крупных объектов должен стать мультимедицинский центр для спортсменов.
«Мы предлагаем максимально отказаться от частного транспорта. Мы хотели бы пустить автобус-шаттл, который будет локально опоясывать район и ходить вдоль него, захватывая ИЖС. На нём можно доехать до любой точки, не пользуясь машиной. В «Новой жизни» очень крутой рельеф и пешеходам там непросто перемещаться, – считают архитекторы. – Плюс – создание выделенных полос, чтобы в город можно было быстро добраться на общественном транспорте».
В основу проекта положены три основные линии-каркасы: вело-пешеходная, транспортная и зелёная. Вело-пешеходная сеть соединит микрорайон со строящейся набережной. Транспортная предполагает магистральные дороги внутригородского и внутрирайонного значения. Зелёная зона – это ботанический сад и существующий зелёный массив, который разделят на зоны для активного и спокойного отдыха.
«Зона жилой застройки, учитывая «Новую жизнь», сформирована по принципу нанизывания жилых секторов, кластеров на единую пешеходную и зелёную связь, которая насыщена какими‑либо функциями. Это могут быть арт-объекты, кафе, бары, которые сформируют климат микрорайона. В «Жемчужине» мы предлагаем отсечь частные индивидуальные секторы таунхаусами двух этажей, чтобы они служили промежуточным, буферным районом между одноэтажной застройкой и застройкой средней этажности (три – пять этажей). Вблизи магистрали предполагаем застройку от семи этажей, которая будет формировать облик микрорайона. И жилой кластер повышенной комфортности с видом на панораму города» .
Ядром микрорайона, по мнению команды, станет деловой квартал с многофункциональным административным центром. Появится торговая зона в формате аутлета, спортивная, медицинская и производственная зоны (сборка каркасной мебели), детские сады и школы.
Авторы последнего проекта проанализировали слабые стороны микрорайона – его низкую экологичность и отсутствие комфортных для жизни и отдыха пространств – и положили в основу концепции большую экологическую рекреационную зону, или музей природы. В нём появится велодорожка, дорожка для скандинавской ходьбы, лыжная трасса, сеть пикник-зон, кинотеатр под открытым небом, пространство для проведения городских праздников с фуд-кортом, фитнес-зал с возможность занятий на открытом воздухе. Объединит микрорайон канатная дорога для панорамного обзора территории.
Концепцию застройки авторы формулируют так:
«В южной части полукругом расположено самое комфортное и дорогостоящее жильё – двух-четырёхэтажная застройка блокхаусов и таунхаусов. При блокхаусах, как и в среднеэтажной застройке, мы выделяем небольшие террасы для пикника – индивидуальные зоны для жителей. В центре – уютный блок с двумя садиками и школой. Выше – зона отдыха с искусственным прудом. Выше, до магистрали, – среднеэтажная застройка от пяти до семи этажей. Изюминкой жилого массива станет высотное жильё на въезде (с видом на город), которым мы будем добирать численность населения района».
Проекты оценивала экспертная группа, которую возглавлял замгубернатора – начальник регионального департамента строительства и транспорта Евгений Глаголев:
«Первое, что мне понравилось во всех проектах, – это квартальная застройка, которая формирует улицы. Это современный стандарт формирования жилой застройки – маленькие уютные квартальчики. Второе – практически все проекты имеют малоэтажную застройку. Белгородская область – территория ИЖС, поэтому застройка должна быть не выше пяти этажей. Чего я не увидел: при формировании такой плотной застройки непонятно, как будет организовано парковочное пространство без подземных паркингов. Вам надо над этим подумать. Не во всех проектах, на мой взгляд, достаточно социальной инфраструктуры. Если это школа – она должна быть не на 3–5 га, а занимать большую площадь до 10 га с парковой зоной, культурным и спортивным центром. Она должна формировать центр притяжения. Я этого не увидел»
Он отметил, что в каждом из проектов есть интересные идеи и изюминки, но пока все они нуждаются в доработке. В итоге на форуме не стали выбирать победителей, а предложили участникам объединить силы:
«Мы приняли решение, что должна быть сформирована команда, которая из этих пяти проектов возьмёт лучшее, доработает и выдаст одну концепцию, которая потом будет реализована».
По словам Глаголева, к реализации третьего этапа «Новой жизни» приступят в 2019 году.
Мнением о работе с белгородцами поделилась автор курса Людмила Малкис:
«Удивила организация и настрой департамента строительства, потому что это первый случай в истории нашего образовательного курса (а он существует с 2011 года), когда к нему подключились представители власти. И это очень ценно, потому что мы как раз до них всегда пытаемся донести идеи, которые рождаются в нашей профессиональной среде. Победой является то, что мы собрали максимальное число идей, подходов, полезных и ценных мыслей, и было бы здорово, если бы они легли в основу ключевой концепции для «Новой жизни».
Источник: БелПресса